Не будем углубляться в то, что невозможно оцифроваться раз и навсегда. Это тема для отдельного размышления. Поговорим лучше о том, что на самом деле представляет собой переход в диджитал
и нужен ли он девелоперу, с чего его начать и когда можно с уверенностью сказать, что компания успешно прошла и оцифровку, и автоматизацию, и диджитал-трансформацию. Вопреки расхожему мнению, все это не разные названия одного и того же процесса, а разные стадии взросления цифровой стратегии компании. Понимать разницу между ними для современного учредителя компании – все равно что знать азбуку. Это базовые знания, которые уже сами по себе подсказывают, что необходимо предпринять для перехода на новый уровень.
На первый взгляд цифровые инструменты давно вошли в рабочие процессы застройщиков, и планы их внедрения и разработки построены на годы вперед. Девелоперы уже несколько лет пользуются цифровыми шахматками, выгружают информацию о квартирах в агрегаторы и хранят документы в Word и Excel, а не на стеллажах кипами бумаг. Но параллельно с этим продолжают процветать убеждения: «Аналитик стоит дешевле», «Я доверяю только своим сотрудникам», «Всегда так работали, зачем что-то менять»... И, конечно, все еще остается вопрос: а нужно ли вообще девелопменту идти в «цифру»? Ведь ручное управление все еще работает, да и квартира остается значимой покупкой, которую хотят совершать лично.
На самом деле честный ответ здесь только один: других вариантов просто нет. Цифровая эпоха пришла и никуда не уйдет, так что нам остается либо идти в ногу со временем, либо уйти с дороги на обочину истории. Последние лет 10 на слуху только цифровые компании. Именно в их офисы ездят на экскурсии, к ним мечтают попасть на стажировку, книги их основателей читают, чтобы подражать и понять секрет успеха. Может ли застройщик тоже быть одной из них или работа и дальше будет идти по старым правилам – руками? частей.
Путь к успешной цифровизации всегда начинается с головы, то есть с СЕО. И одного желания или поставленной задачи недостаточно. Руководитель компании должен на своем уровне разбираться в цифровизации (как и в маркетинге, в продажах или производстве). Переложить решения на директора по IT не получится, потому что диджитал-трансформация затрагивает 4 стратегических элемента:
Взять процесс на себя должен директор по цифровизации – человек бизнеса, который заинтересован в росте эффективности компании. Его решениями будет руководить четкое понимание, на каком этапе цифровой стратегии находится компания, какие бизнес-единицы требуют внимания и какими IT-инструментами можно закрыть существующую потребность. Цифровизацию не могут направлять эмоции, которые кричат: «Мы все разработаем сами!» – потому что на самом деле это означает: «Мы не знаем, куда идем, но идем прямо сейчас!» И вовсе необязательно разрабатывать решения с нуля. Скорее нужно умело сочетать уже готовые IT-решения с самостоятельной реализацией недостающих
Российский девелопмент, к сожалению, одна из сфер, где разрыв между амбициями и реальным положением дел очень высок. Большая часть компаний находится на стадии поздней оцифровки / ранней автоматизации. И пока оцифрованные сделки не будут храниться в единой базе данных, а отделы не начнут работать в единой системе, качественного движения вперед не произойдет.
Когда компания понимает, в какую сторону ей жить и расти, это сразу ускоряет ее развитие. В то время как незнание этапов цифрового становления приводит к хаосу и бессистемности в принятии решений. В итоге принятые решения не поддерживают стратегию компании или даже противоречат ей. Инвестиции в собственную разработку – один из очень показательных примеров. Зачастую стремление сохранить давно разработанные самописные элементы (потому что от них жаль отказываться) противоречит планам по использованию новых инструментов продаж. А все вместе приводит к замедлению развития компании и к необоснованно высоким затратам на IT.
Переходить на более современные решения придется все равно. Просто потом это будет еще дороже.